Статья

Майк Тайсон и его ангел-хранитель

Единоборства
Больше, чем отец. Больше, чем сын: Майк Тайсон и его ангел-хранитель
Майк Тайсон мог бы стать гениальным карманником. Маньяком-убийцей. Или просто убийцей. Наркодилером. Наркоманом. Или заняться сразу всем вышеперечисленным. В конце концов, Тайсон мог бы стать трупом, не дожив и до совершеннолетия. Но в итоге Тайсон оказался в боксе и теперь считается одним из самых выдающихся бойцов, когда-либо выходивших на ринг. А все благодаря его первому наставнику — легендарному Константину Д’Амато (Кас).

Лучшие годы Каса пришлись на середину прошлого века, когда его ученики Флойд Паттерсон и Хосе Торрес стали чемпионами мира. Но тренерских успехов у Д’Амато могло быть и больше, если бы не высокие моральные принципы, которых он придерживался. В то время боксом, по сути, управляла организация «Международный боксёрский клуб» (IBC), во главе которой стоял известный бизнесмен Джим Норрис. Норри был также известен своей дружбой с представителями мафии — Фрэнки Палермо и Фрэнки Карбо. Кас не хотел иметь с этими людьми ничего общего. Поэтому, возможно, позиция Д’Амато негативно отразилась на карьерах его учеников. Парни Каса могли бы биться с более серьезными соперниками, которые находились под крылом бандитов. И, разумеется, речь бы шла совсем о других деньгах. Кстати, из-за этого он до конца жизни страдал манией преследования: боялся мафии и ждал, что его вот-вот убьет киллер.

Д’Амато, неуравновешенный и неуживчивый, с трудом терпел чужих людей и искусственно ограничивал круг общения. В это особенно трудно поверить, учитывая, что Кас был гениальным психологом. И данному аспекту подготовки своих бойцов он уделял, наверное, не меньше внимания, чем физической. Он стремился к тому, чтобы они нашли правильный баланс между необходимым и недопустимым страхом. И поставил его во главу угла в психологической подготовке. “Первый урок, который я даю детям, прежде чем научить их боксу, это урок о страхе, о том, что это такое и почему он у нас есть, – говорил Д’Амато.- Страх — как огонь. Если ты контролируешь его, как мы контролируем огонь, когда хотим согреться, он друг. Когда не контролируешь, он сожжет и тебя и все что вокруг тебя”. В этом направлении Кас добился потрясающих результатов. В свое время с ним неофициально консультировался даже Мохаммед Али. Кто бы мог подумать, что и у короля были неровные отношения со страхом!

Как-то раз Касу позвонил учитель физвоспитания одной из исправительных школ Боб Стюарт и предложил взглянуть на некоего, по его словам, очень перспективного мальчишку. Через пару недель он вместе с юным Тайсоном уже находился в боксерской школе Д’Амато Catskill Boxing Club, где бесплатно могли тренироваться все желающие. Вдоволь насмотревшись на бой 29-летнего Стюарта и 13-летнего Майка, Кас дал знак прекратить его и сказал: “Если ты останешься здесь и станешь слушать, что тебе будут говорить, ты однажды сделаешься чемпионом мира в тяжелом весе”. Майк остался. А вскоре Д’Амато и его жена украинка Камиль Юалд взяли над юным талантом опекунство.

Кас сразу прикипел душой к Майку. Ему строгий Д’Амато позволял гораздо больше, чем всем остальным. Тайсон мог тренироваться, а потом уехать обратно в свой район на недельку, где, вдоволь подравшись, возвращался назад. Стоит напомнить об еще одном характерном случае. В команде Каса тогда был Тедди Атлас, который нынче входит в элиту тренеров профессионального бокса и, к слову, работает с нашим тяжеловесом Александром Поветкиным. Так вот, Тайсон однажды оскорбил кого-то из родственников молодого наставника, вследствие чего потом пытался понять, пистолет какого калибра находится у его виска. Для Атласа, который вырос в условиях приблизительно одинаковых с Тайсоном, все были на занятиях равны. Он никому не делал поблажек. В результате этого инцидента Тедди покинул штаб Каса.

“Идеальный боксер должен иметь сердце, навыки, движение, разум, воображение. У тебя может быть все, но если не можешь подогнать одно к другому, когда ты в ринге, ты не можешь быть идеальным, — объяснял Д’Амато. — У многих есть механика, но нет сердца; у других есть сердце, но нет механики; самое сложное – получить все вместе, это некая загадка, это подобно созданию картины, ты накладываешь разные краски в процессе, чтобы получить идеал в конце работы”. Видимо, Кас нашел идеального боксера в лице Тайсона. Он видел, что Майк чувствует себя жертвой, что ему трудно наладить контакт с людьми. Не замечаете ничего общего между учителем и учеником? Все это, видимо, сыграло свою роль в отношении Д’Амато к своему подопечному. Он хотел побороть неуверенность мальчика. Кас, по признанию Тайсона, осыпал его комплиментами. И постоянно твердил: “Ты станешь чемпионом мира в тяжелом весе”. По вечерам они садились и смотрели бои с участием сильнейших боксеров прошлого. А далее всю ночь могли обсуждать и разбирать увиденное.

Д’Амато научил Тайсона в совершенстве пользоваться оружием, которое он сам и изобрел. Речь идет о peek-a-boo defence или “защите ку-ку”. Суть этой техники в том, что во время атаки соперника боксер все время прячется за своими руками и в то же время постоянно раскачивается из стороны в сторону. В таком случае противник будет промазывать и ударять вскользь. Причем, применяющий технику боец постоянно контратакует, используя и одиночные выпады и комбинации. Она великолепно подходила Тайсону, который обладал впечатляющей координацией и чувством дистанции, а также был очень быстр.

Кас помог Майку во всем, чем мог только помочь. Он сделал из него машину, которая на профессиональном ринге уничтожала всех подряд. Кас мечтал увидеть его триумф. Но не успел. Умер от воспаления легких. Эта утрата причинила Майку ни с чем не сравнимую боль. Первые несколько дней после трагедии он плакал, почти не переставая. Камиль Юалд рассказывала, что после смерти Каса, сидя перед телевизором на диване, Майк, незаметно подкравшись, клал свою огромную голову ей на колени: “Он мурлычет, словно котенок. Он просит его погладить. Ему так нужна нежность и ласка. Я за него боюсь…”. Майк пообещал Касу, что станет самым молодым чемпионом мира. И стал. Позже каждую победу он будет посвящать тренеру и отцу.
До сих пор Тайсон, вспоминая про Д’Амато, с трудом сдерживает слезы. Ему всегда была нужна надежная опора: “Когда я вставал утром, он всегда делал мне завтрак. Теперь его больше нет со мной. Я стараюсь делать то, что я делаю. Но кого это волнует? Я люблю свою работу, но я не счастлив даже, когда побеждаю. Я бьюсь со всей душой, стараясь изо всех сил. Но когда все заканчивается, нет Каса, чтобы сказать мне как я выступил, нет матери, чтобы показать ей газетные вырезки”.

Кас и Майк значили друг для друга больше, чем просто отец и сын. Это было единое целое, гениальный дуэт. Кас вложил в Майка все свои знания, всю свою душу. Майк стал частью него самого. Спустя несколько лет, когда Тайсон окажется без денег, станет известно, что Кас Д’Амато специально для него оставил тайный счет со всеми накоплениями в размере примерно 130 тысяч долларов. Он и после смерти заботился о своем Майке.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.