Интервью

Тимур Беставишвили: «Хочу, чтобы фитнес-бизнес развивался»

Fitness-Live Pro
Этим летом в Санкт-Петербурге состоялась презентация книги «Разумный фитнес. Книга руководителя» , написанной экспертом в области спортивно-оздоровительных услуг и генеральным директором центра «Evolution – спортивный консалтинг» в одном лице Тимуром Беставишвили. Монография должна стать настольной книгой многих управленцев в сфере фитнеса и красоты и, безусловно, серьезным стимулом для развития фитнес-бизнеса в целом.

О книге и о перспективах развития фитнес-бизнеса в России Тимур Беставишвили рассказал Fitness-Live.ru.

— Что вас подвигло к написанию книги?

— Там же написано, что это одна из форм самовыражения! Понты, значит! Ну, а если серьёзно…

Я в фитнесе, в общем-то, давно, еще с тех пор, когда слова такого вообще не было, а были лишь первые организации, которые в дальнейшем преобразовались в фитнес-клубы. Их начали создавать в начале 80-х годов. Это были практически подпольные клубы. Раньше выбор был небольшой: либо культуризм, как это тогда называли, либо единоборства в виде одинокого тогда карате плюс аэробика. Это когда по различным ДК, школам и прочим местам красивые девушки в полосатых гольфах занимались под музыку.

Собственно говоря, из таких смешных вещей фитнес и вырос. Организовывал первые подпольные группы, потом, когда стало возможно что-то делать вполне легально – какие-то подобия клубов, клубы. Был удачный и неудачный опыт. В общем, всё как у всех. Теперь возникла потребность делиться своим опытом с коллегами.

Самое главный мотив создания книги, да и не только этого – я очень хочу, чтобы этот бизнес развивался. А резервы у нас колоссальные. К сожалению, если сравнить с тем, что происходит на Западе, у нас на сегодняшний день фитнес-бизнеса нет.

В книге вы найдете раздел под названием «А есть ли в России фитнес-бизнес?», где я делаю предположение о том, что у нас есть определенная имитация фитнес-бизнеса, в то время как развитый бизнес – это большие обороты и достаточно высокий уровень валовой прибыли. В России с этим, к сожалению, очень плохо дело обстоит. Большая часть клубов просто балансирует годами на грани рентабельности. Поэтому инвесторы очень опасаются вкладывать деньги в такой подозрительный бизнес даже при наличии ниши на рынке.

Я вам приведу такие факты: за прошлый год в Великобритании оборот рынка фитнес-индустрии и услуг, которые к этой сфере относятся, составил 8,6 млрд фунтов. И это – официальные данные. В России за то же время, по оценкам наших специалистов по маркетингу, — от 400 до 800 млн долларов. При этом я (как физик по первому образованию) понимаю, что когда есть такой разрыв в результатах, им вообще верить нельзя, они явно получены некорректным образом. Плюс никто не пишет, каким образом проводились эти подсчеты. От балды, скорее всего, как у нас часто делается. Я понимаю, что у нас никто никого не пустит в святая святых — в бухгалтерию клуба, а оценивать по косвенным признакам обороты можно, но я не стал бы слишком сильно полагаться на такие оценки.

По роду деятельности, мне приходится очень часто ездить по стране. У меня много работы, связанной с обучением специалистов и анализом работы клубов, их аудитом. Я вижу, что везде одни и те же проблемы. Я вижу, что везде клубы работают почти в убыток. Во всяком случае, балансируют на грани рентабельности. Это не прибыльный бизнес у нас. При этом многие теоретики от фитнеса очень любят говорить о различиях в ментальности западного и нашего потребителей и прочие подобные глупости для оправдания убогого состояния фитнес-бизнеса России. Правильно говорят, что русские – чемпионы мира по поиску объективных причин. Люди одинаковы в своих базовых потребностях, а потребность в изменении (а что ещё приводит человека в клуб?) имеет место везде! И я исхожу из того, что люди, в общем-то, одинаковые.

Вот посмотрите вокруг (указывает на отполированные до блеска витрины магазинов и прогуливающихся неспешно посетителей современного торгового центра. – прим. авт.). Десять лет назад это было немыслимо в России, а теперь так же, как и на Западе, даже народу так же мало, как там. Уже накупили всего, приходят так, глаза пополоскать. Значит, и фитнес-бизнес у нас может быть таким же. Вот так возникла идея поделиться опытом, а потом возникла идея организовать курс, и это, к счастью, удалось.

— Книга адресована, в первую очередь, руководителям фитнес-клубов. А есть ли у нас настоящие специалисты среди управленцев и среди аналитиков, как вы считаете?

— Несомненно, специалисты у нас есть на разных уровнях управления. Другой вопрос, что их чрезвычайно мало. Я сужу только по результатам, и никак иначе. А результаты в целом – плачевные для всей отрасли. Но исключения, конечно, есть. Есть прибыльные клубы, правда, их куда меньше, чем нас пытаются убедить. И далеко не только в столицах. Я вам скажу, что в регионах уже в большом количестве появились специалисты, которые заткнут за пояс любого столичного и в области управления, и в области тренировок, методики, причем как управленцы они более изощренные, чем наши. Они больше думают о клиенте, потому что пока заработные платы в регионах отстают, потому что при изменении стоимости клубной карты на 100 рублей можно вообще потерять всех клиентов.

Там люди нашли такие блестящие формы работы с клиентами, направленные на привлечение и удержание, что просто диву даёшься! Они научились выживать в таких условиях, что это они нас учить должны, а не мы их. В то же время, когда они приезжают на любую конвенцию, на любую тусовку столичную, выходят такие замечательные дяди и тети, элегантные, красивые, и поставленными голосами и начинают учить тех, у кого по уму надо бы учиться. Я тоже один из них, тоже там выступаю, грешен. А в залах сидят, открыв рот, тетеньки из регионов, которые буквально из ничего делают прибыльные клубы.

Я теперь смотрю на них другими глазами, я просто преклоняюсь перед ними. Им бы знаний конкретных, они бы вообще горы свернули, а конкретных знаний там не дают. Им просто внушают комплексы неполноценности на пустом месте. Да ещё часто это делают западные «варяги», которые вообще ничего не понимают в наших реалиях. И наших клиентах, кстати. Вспоминаю одну занятную историю: один из моих знакомых, очень опытный тренер из нестоличного городка, побывал на семинаре у очень знаменитого гуру персонального тренинга. Семинар назывался примерно так: «Как выйти на 111 персональных тренировок». Он позвонил мне и сказал: «Теперь я знаю, что мне нужно делать, чтобы снизить количество моих обычных 250 до 111».

Или ещё один случай: одна очень деловая женщина из Чернозёмного региона решила расширить сферу своих бизнес-проектов. Купила здание на 4000 кв. метров и собралась построить фитнес-клуб. Она подошла к процессу по-деловому, то есть приехала на знаменитую конвенцию, посидела-послушала, а потом обратилась к одной даме из числа лекторов–завсегдатаев. Ей дама понравилась содержанием и гладкостью доклада, а, главное, даже её, вполне опытную бизнесвумен, заставила поверить в те воздушные замки под названием «фитнес-клубы», которые так замечательно описывала. Наша деловая дама отвела лектора в сторонку и коротко предложила приехать к ней в город и открыть клуб. Дама поинтересовалась, знает ли собеседница, сколько будет стоить приглашение такого великого специалиста? Ответом было предложение не обсуждать долго, а просто озвучить сумму, которая и будет немедленно уплачена в любой форме и в любой валюте, хоть в тугриках. Догадайтесь с трёх раз, что было дальше? Конечно, наша велеречивая докладчица немедленно растворилась в пространстве.

Конкретная работа, естественно, несколько отличается от журчания на конвенциях и написания правильных статей.

Итак, проблема отсутствия нужных компетенций для работы в сфере фитнес-бизнеса налицо. И мы стараемся решить эту проблему. В прошлом году НГУ им. Лесгафта доверил (!) мне вести курс «Организация и управление предприятием в сфере фитнеса, красоты и здоровья» (второе высшее образование). Не буду говорить, чего это стоило, каких затрат работы и времени…Завоевать доверие на самом «верху» самого большого, самого первого, самого знаменитого профильного ВУЗа России было очень не просто.

Но теперь я могу гордиться тем, что первый выпуск состоялся, сейчас идет набор на второй. Мы выпустили очень нетривиальных специалистов, причем практически все они уже с опытом, у некоторых имеются свои предприятия, не одно и не два, свои клубы, которые даже больше многих питерских и московских, и их не провести этим бла-бла-бла, как у нас любят. Мы говорим с ними об одном – как увеличить приток денег в кассу. Все. И те, у кого в управлении предприятия, в течение учебного года могли на практике проверить качество образования. И я очень рад, что их ожидания оправдались прежде всего в финансовом выражении. Для меня хороший фитнес-клуб – это прибыльный фитнес-клуб. Других критериев я не знаю. Внешний антураж или реклама не играют никакой роли и не говорят ни о чём. Существует масса клубов, которые считаются выдающимися, ведущими, красивыми, престижными, но в кассе у них плохо, и работают они в убыток. Мне часто задают вопросы о том, считаю я клуб N хорошим или плохим, и я неизменно отвечаю: «Покажите мне бухгалтерию – и я отвечу». А вся эта бутафория и понты ничего не стоят. Кстати, прибыльны чаще всего как раз скромные клубы.

Именно поэтому в наших разработках в НГУ им. Лесгафта сделали упор именно на конкретику: числа, расчеты, трезвые показатели, а не на разговоры о том, как это все замечательно. Фитнес- это бизнес. Вот и будем говорить о том, как дженьги заработать. А для этого нужно научиться считать. Когда я провожу обучение персонала и аудит клубов, всегда задаю собственникам один интересный вопрос: «А как вы рассчитывали цены на ваши услуги?». Так вот, практически везде этот вопрос вызывает ступор. Цены не рассчитывали, а просто взяли… ну, как вам сказать… Вообще, существует пять-шесть способов расчёта стоимости товара или продукта. Не буду говорить о них подробно.

Однако в Росси превалируют два: от балды и от жадности. А потом мы снижаем стоимость в разы и не вылезаем из долгов…Считать надо, считать, а не высасывать из пальца!

— Получили ли вы какие-то отзывы о своей книге?

— Да, конечно. Получил от коллег как положительные отзывы, так и критические, что мне радостно. Чисто негативных пока не было. Люди выражают свое мнение, и я с большим вниманием и интересом их выслушиваю. Я не прислушиваюсь только в одном случае: если критика совершенно не аргументирована. Если говорят, что это неправильно, я спрашиваю почему, и если человек меня переубедит, я начинаю его правоту везде проводить и доказывать.

— Вы писали, что готовите книгу «Разумный фитнес. Книга тренера».

— Да, она уже готова в рукописи. Я сказал себе, что больше не заглядываю туда, потому что начинаю все переправлять, дополнять. Все. Как вышло, так вышло. И я планирую сдать ее в издательство где-то в начале сентября.

— А «Разумный фитнес. Книга клиента» имеет шанс выйти в свет?

— Она уже готова. Это — новая версия ранее изданной книги «Путеводитель по фитнес-центру. Разумные советы для начинающих», только в три раза толще, расширенное издание. Рукопись уже готова, и я планирую ее издать сразу же вслед за «Книгой Тренера».

Татьяна Степанова

Продолжение следует
+3
комментариев: 1

Комментарии (1)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.