Статья

Contemporary dance

Танец
Contemporary dance, как самостоятельное танцевальное направление, сформировалось на Западе в 50-х годах прошлого века. Сам термин в переводе с английского означает «современный танец». Однако к современным танцам также можно отнести модерн, джаз-модерн и постмодерн. Именно из этих танцевальных направлений, кстати, contemporary dance и берет свое начало. Чтобы не возникало путаницы, русскоязычное название употреблять не принято.
Contemporary dance основывается на стремлении танцоров отойти от привычного классического танца, не делая его эстрадным. Главным образом, это происходит за счет получения легких и плавных движений при помощи знаний о возможностях человеческого тела, а не просто использования мышц.
Можно смело сказать, что в основу contemporary dance заложены танцевальные техники, изобретенные Мартой Грэхем, Рудольфом Лабаном и Мерсем Каннингемом.

Марта Грэхем, основоположница модерна, считала, что движение должно быть средством самовыражения души, а сам танец необходимо рассматривать как язык общения. Созданная ей техника движения основывается на контроле дыхания, а также на управлении мышцами – использовании их способности к расслаблению и напряжению.
Рудольф Лабан создал универсальную систему танца, не зависящую ни от какого стиля. На репетициях он задавал танцорам только общую композицию, а сам танец они должны были придумывать сами.

Мерс Каннингем отвергал связь музыки и хореографии и пропагандировал движение ради движения, используя при постановке своих танцев хронометр вместо музыки. Техника его танца заключается в экспериментировании с возможностями движения во времени и пространстве.

Ничуть не менее важной составляющей для contemporary dance являются методы правильного выстраивания тела.
Основной метод разработал Фредерик Матиас Александер. Он полагал, что неравномерное использование мышц тела (в особенности головы, шеи и лица) приводит к болезням. В связи с этим, Александер разработал рекомендации правильных движений и поз, при которых мышцы не получают лишней нагрузки. Суть рекомендаций в том, чтобы в любой позе позвоночник максимально вытягивался вверх.

Помимо упражнений, метод Александера включает коррекцию психологических установок для устранения нежелательных физических привычек. (Наиболее интересной может быть книга Барлоу Уилфреда «Метод Александера», в заключительной части которой есть рекомендации, позволяющие самостоятельно освоить метод).

Ученик Александера Моше Фельденкрайз создал метод для восстановления естественной грации и свободы движения. По его мнению, скелет человека предназначен для того, чтобы противостоять гравитации и оставлять мышцы свободными непосредственно для движений. Однако при неправильных позах мышцы берут на себя часть работы скелета. Это заставляет прикладывать к каждому движению больше усилий и, соответственно, снижает эффективность самих движений. Популярностью пользуются две книги Моше Фельденкрайза: «Осознавание через движение: двенадцать практических уроков» и «Искусство движения. Уроки мастера».

В contemporary dance очень важна связь между внутренним эмоциональным состоянием танцора и формой танца. Для этого необходимо понимать свое тело и правильно использовать его внутренние ресурсы. Йога и пилатес незаменимы для приобретения этих навыков и активно используются в процессе занятий.

Свобода самовыражения, которую пропагандирует этот танец, предполагает импровизацию. Для развития умения импровизировать используются следующие техники:

Танцевальная импровизация учит, что важно не то, как ты танцуешь, а то, что ты ощущаешь и о чем думаешь во время танца. Подобное изучение возможностей своего тела позволяет танцующему выразить в танце свои мысли, выйти за рамки привычных движений и даже создать новые движения.

Контактная импровизация заключается в исследовании работы тела при сохранении физического контакта с партнером. В процессе обучения используются: передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т.п.

Техника релиз основана на освобождении некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только необходимых для танца групп мышц. Этого можно добиться путем правильного дыхания и инерции.

Мое знакомство с contemporary dance произошло совершенно случайно. Я увидела танцевальный перфоманс (см. ниже) и, как говорится, не смогла оторвать взгляд.

Вопреки моим ожиданиям оказалось, что заниматься contemporary dance могут не только профессиональные танцоры, но и любой желающий. В Contemporary dance не важен ни вес, ни рост, ни возраст.

Занятия Contemporary dance начинаются с работы на полу. Это позволяет найти правильное расположение тела в пространстве посредством дыхания и научиться расслаблять мышцы.
Только после этого разучиваются танцевальные связки. Для танцевальных движений характерны чередование напряжения мышц и неожиданное их расслабление, прыжки, падения и балансирование. Важно, что при этом вы научитесь сохранять легкость движений.
И самая важная часть занятий – импровизация. На основе выученных движений вы сможете экспериментировать и создавать собственный танец.



Одежда для занятий contemporary dance должна быть простой и удобной. Подойдут любые спортивные брюки и майки, не стесняющие движений. А вот в качестве обуви следует использовать носки (важно, чтобы они не скользили по полу), балетки или другую мягкую обувь.

В России Contemporary dance получил распространение, начиная с 80-х годов. Так что по сравнению с Западом, это пока еще молодое направление, которое, однако, активно развивается.

В Санкт-Петербурге данное направление присутствует всего лишь в двух школах: «Канон Данс» и «Bye Bye Ballet».

В Москве – это школа танца «Цех», «Balance club», «Vesta», театр-школа современного танца «Вортэкс», театр «Практика».


Contemporary dance – это возможность научиться двигаться грациозно, изящно и красиво, а также, что, пожалуй, основное — открыть для себя безграничные возможности для самовыражения, ведь этот танец создан для того, чтобы «впитывать» все новые течения и создавать свои.
Кроме того, это отличный способ борьбы со стрессом, неврозами и мигренями, которые часто возникают из-за излишнего мышечного и нервного напряжения.
Если вы любите танцевать, но до сих пор не нашли полюбившийся вам танец, то, может быть, contemporary dance как раз то, что вы искали?

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.