Брейк-данс научит не сдаваться

18.01.2018

Интервью с тренером «Alex Fitness» Тимуром Тащевым

Секцию для маленького ребёнка обычно выбирают мама и папа. Но чем старше становится чадо, тем больше внимания нужно уделять его собственному мнению. Это не значит, что ребёнок непременно пожелает часами сидеть за компьютером, как полагают многие родители. Вполне возможно, что он предпочтёт заняться танцами. Так, одним из наиболее популярных сегодня танцевальных направлений является брейк-данс. Оказывается, он не только вызывает интерес у детей и подростков, но и помогает им самоутверждаться в обществе. Чтобы выяснить подробности, мы посетили тренировку в клубе «Alex Fitness» на Васильевском острове и побеседовали с тренером Тимуром Тащевым.

— Почему брейк-данс столь популярен среди подростков?
— На современных детей большое влияние оказывает массовая культура: музыка, телевидение, интернет. Сейчас большой популярностью пользуются фильмы об уличных танцорах, баттлы — танцевальные состязания… Подростки на все это смотрят и хотят попробовать. Кто-то, быть может, увидел, как танцуют ребята на улице. А живое выступление производит огромное впечатление и вызывает очень сильные эмоции.

— Что нужно, чтобы научиться танцевать брейк?
— Прежде всего, нужно чувствовать ритм. Как правило, какое-то время на тренировке мы «качаем», то есть ставим музыку и раскачиваемся, чтобы почувствовать ритм. Важно осознавать танец, получать удовольствие от каждого движения, чувствовать своё тело. В брейк-дансе, или бибоинге, существует невообразимое количество комбинаций. Задача танцующего удивить не только зрителей, но, в первую очередь, себя.

— Что представляет собой тренировка?
— Бибоинг — достаточно спортивное увлечение. В этом танце много экстремальных элементов. Чтобы избежать травм, необходимо для начала хорошенько разогреться, растянуть суставы. Поэтому разминка и растяжка — неотъемлемая и очень важная часть занятия. Затем мы переходим к основной части. У каждого тренера есть свой стиль, поэтому он показывает свои движения, свои наработки. Но также мы преподаём детям и базовые движения.

Начинаем с верхнего стиля, toprock. «Top» — это высота, «rock» — качать. Соответственно, речь идёт о работе верхней части тела. Далее отрабатываем go down, заходы вниз. В брейке они весьма распространены: ты можешь танцевать toprock, а потом резко упасть вниз. Затем следует footwork — работа ног. Многие считают, что footwork в какой-то степени напоминает русские народные танцы. Есть даже такое понятие: Russian step. Вообще, бибоинг — весьма разносторонний стиль. Он сочетает в себе самые разные элементы, например, из капоэйры или гимнастики.

В конце занятия я показываю самые сложные вещи, силовые элементы: power move и freezes. Фриз — это когда человек танцует и вдруг резко замирает. Есть простые фризы, а есть силовые. Ребятам, конечно, сложно выполнять такие элементы. Но они стараются. Последние несколько минут мы отводим общеукрепляющим упражнениям: отжимаемся, качаем пресс. Нужно держать себя в тонусе.

— Какой эффект дают тренировки?
— Дети отлично развиваются физически. Они начинают чувствовать ритм, музыку, становятся более уверенными в себе. У них элементарно поднимается настроение. Самое главное, чему мы учим ребят — ни в коем случае не надо сдаваться. Рано или поздно количество перейдёт в качество: если пробовать ещё и ещё, ты, в конце концов, научишься. Этот принцип действует во всём, не только в танце. Дорогу осилит идущий.

Недавно наши ученики принимали участие в соревнованиях для профессионалов. Мы пригласили ребят, чтобы они не только могли посмотреть, как танцуют взрослые, но и сами попробовали. Выступать на публике очень страшно, но через это нужно пройти, чтобы поверить в свои силы.

— Какой возраст оптимален для занятий брейк-дансом?
— У нас занимаются ребята 8–13 лет. Я считаю, что это оптимальный возраст. Начинать лучше, когда ребёнок идет в школу. У него должно быть уже какое-то сформировавшееся сознание, чтобы осваивать сложные элементы, не навредить себе. 5-летние детишки слишком малы, чтобы вникнуть в суть танца и выдержать полуторачасовое занятие.

— Какой подход должен быть в работе с детьми и подростками?
— Работать с детьми очень непросто. Каждый ребёнок по-своему уникален, и к каждому нужен особенный подход. Некоторые дети гиперактивны, их постоянно приходится одергивать, успокаивать. Я не стремлюсь к железной дисциплине, но шалости стараюсь пресекать, чтобы ребята слушались меня и слушали, что я им говорю. При этом всё равно необходимо сохранять дружеский подход.

Бывает, что ребёнок зажат и стесняется. Я стараюсь его раскрепостить, создать тёплую атмосферу на занятии. Важно, чтобы ребята общались друг с другом, были сплочённее. Для этого я иногда придумываю разные игры. К примеру, мы прошли toprock, и устраиваем джем: ученики становятся в круг, затем поочередно выходят в середину и что-то показывают. Очень важно, чтобы дети наблюдали друг за другом. Это помогает им расслабиться, они начинают помогать друг другу. Разумеется, я и сам даю советы. Моя задача — уделить внимание каждому. Дети постоянно задают вопросы, и я стараюсь на них отвечать. Показываю разные видео, советую, какую музыку стоит послушать, чтобы понять суть танца.

— Как быть, если что-то не получается?
— Безусловно, я не даю ребятам сложные элементы сразу. Мы усложняем занятия постепенно, когда дети становятся физически подготовленными и начинают чувствовать себя уверенно. Чтобы, например, крутиться на голове, нужно много тренироваться. А ведь нужно ещё помнить про музыку, танцевать красиво и харизматично. Главное — не отступать от намеченной цели.

Текст и фото Ольги Фоминой