Телеканал National Geographic периодически крутит сюжеты о боевых искусствах. В очередной раз рассказывая о восточных единоборствах, авторы составили рейтинг самых ужасных видов оружия Древнего Китая. Самым-самым была признана «Летающая гильотина» — что-то вроде складной шапки. Ну, да бог с ней.

Главное было в другом. В телесюжете показали личную охрану одного из тиранов, одетую в форму ниндзя, которая использовала эту гильотину. При этом никто из участников сюжета не назвал их ниндзями. Это ключевой положительный момент.

Я скажу сейчас ужасную вещь. Ниндзюцу появилось в конце 50-х годов 20-го века. Не раньше. Это гениальное коммерческое изобретение предприимчивого японца. Ни в каких японских хрониках нет ни слова о ниндзя. Были дворяне-самураи, были отряды разношёрстных наёмников, вооружённых чем попало — именно их выдают за ниндзя, и были китайские мастера, завозившие в Японию разные боевые стили.

Все боевые искусства пришли в Японию из Китая. Некоторые из них, например, сумо пришло через Китай из Монголии. Нынешний аналог — национальная монгольская борьба барильда.

Итак, век 20-й. Европейский и американский рынки боевых искусств пережили череду модных веяний с Востока. Прошла мода на дзюдо: начало века — конец 40-х гг. Прошла мода на японское карате (к нему относили и корейские и вьетнамские стили). К 70-м годам стали рекламировать У-шу под названием кунг-фу, что собственно означает любое мастерство вообще.

Как раз в это время в Японии объявился 34-й (по его версии) патриарх школы ниндюцу Тогакурэ (самой традиционной и основной — по его же утверждению) Хацуми Масааки. На тот момент японский товарищ преподавал боевые искусства, был хорошим мастером карате, дзюдо, активно изучал другие школы.

Оставшись практически без учеников, Масааки принялся изучать древние китайские школы, ездил в Китай, копался в архивах.

До него, в 50-х годах 20-го века, японцы уже «срисовали» классическую китайскую школу Шаолинь-сы Чуань-фа, дословно переведя название на японский — Сёриндзи Кемпо.

Хацуми Масааки нашёл что искал. В Китае было множество семейных, так называемых секретных школ, передаваемых из поколения в поколение. Когда-то один из монахов ушёл из монастыря Шаолинь-сы (или су). Уход оттуда был обычной практикой, так как в монастырях царила жестокая дисциплина, полное подавление личности новичков, их по большому счёту обирали и использовали как рабов настоятели и старшие монахи.

Так вот монах стал разбойничать. Зная шаолиньский или китайский бокс (одно время его так называли в Европе), он создал авторскую школу Линь-гун, что означает «Лесные дьяволы».

Они грабили прохожих в лесах, и под эту обстановку была заточена школа: костюм-комбинезон зелёно-бурого цвета, с капюшоном, с подвязанными манжетами куртки и брюк — для того, чтобы одежда не цеплялась за ветки, укороченный по той же причине прямой меч. Они умели прятаться, переодеваться, исчезать в облаке дыма, часами сидеть в засаде, и т. д. Школа появилась в период расцвета У-шу (13–16 века) и к 20-му веку существовала на бумаге.

Японец проявил всю свою бурную фантазию, использовал всё своё знание техники разных стилей и, самое главное, оказался великолепным продавцом своего товара. Уже в 1982 году он отправился с рекламную поездку по США — крупнейший рынок услуг для доверчивых и состоятельных людей.

Так начался бум нового стиля борьбы, обогатившего его создателя, которому сейчас 79 лет. Его имя и боевое искусство обросло положенными по рангу легендами, а грудь Масааки Хацуми в 1999 году украсил Орден Хризантемы — высшая награда императора Японии за вклад в культуру страны.