Акробатика на батуте: спорт и игра в одном флаконе

18.01.2018

Интервью с тренером фитнес-клуба «Таурас-Фитнес» Ксенией Штырловой.

Физическое воспитание, без сомнения, является важной составляющей правильного развития ребенка. Но едва ли малыш сможет осознать всю ответственность тренировочного процесса.
Часто серьезные нагрузки провоцируют лишь нелюбовь к спорту. Если ваше чадо каждый раз капризничает перед занятием, стоит выбрать для него увлекательную секцию с элементами игры, а не жесткой дисциплины.


Для этого прекрасно подойдет такое направление, как акробатика на батуте. Это занятие наверняка сможет увлечь ребенка и даст выход неисчерпаемой детской энергией. Серьезные физические нагрузки здесь оптимально сочетаются с непринужденной атмосферой веселья. Подробнее о направлении рассказала тренер фитнес-клуба «Tauras-fitness» Ксения Штырлова.

— Что представляет собой занятие акробатика на батуте?
— Это прыжки на батуте, которые включают в себя базовую акробатическую подготовку. Тренировка состоит из двух частей: сначала мы занимаемся в зале, затем отправляемся на батут. В зале все начинается с разминки.  Далее мы укрепляем мышечный корсет, приступаем к упражнениям на силу, выносливость и гибкость. Постепенно переходим к акробатическим элементам: перекатам, группировкам, кувыркам, переворотам, колесам, стойкам на лопатках и на руках. Когда дети разучили необходимые элементы на полу, можно осваивать батут. Здесь мы также начинаем с самого простого — с обычных прыжков. И постепенно усложняем задачу. Если с новичками проводим 30 минут в зале и 30 – на батуте, то со временем это соотношение меняется: на твердой поверхности мы находимся не больше 20 минут.

— Акробатика – не самый безопасный вид спорта. Насколько велик риск получить травму?
— Мы очень следим за безопасностью. В зале повсюду специальные мягкие маты, во время выполнения каждого элемента тренер обязательно страхует юного спортсмена. Дети не допускаются на батут без предварительной подготовки в зале. Ведь приходя на занятие впервые, они совершенно не подготовлены: не умеют группироваться, правильно падать. Мы всему этому учим, в противном случае можно что-нибудь себе повредить. Профессиональные прыжки на батуте — довольно травмоопасный вид спорта. Но у нас нет цели воспитать будущих олимпийских чемпионов, поэтому нагрузки не столь сильные. Соответственно, риск сводится к минимуму. Основной смысл этих занятий – оздоровление.

— Какой же результат дают тренировки?
— Прежде всего, развивается координация, совершенствуется работа вестибулярного аппарата. Мышцы всего тела заметно укрепляются и приобретают необходимый тонус. Занятия воспитывают такие качества, как ловкость, выносливость, гибкость, быстрота двигательных реакций, смелость. Ребенок учится управлять своим телом.

— С какого возраста можно начинать осваивать батут?
— Мы набираем в группы ребят не младше 4-х лет. С 3-летними занятия тоже возможны, но только в индивидуальном порядке. Ведь такие малыши еще плохо понимают, что происходит, они не всегда знают, где у них коленки, как сделать группировку. Такие ученики требуют повышенного внимания.

— На групповых занятиях, конечно, уделить внимание каждому ученику гораздо сложнее…
— Это так, но, тем не менее, и в группе преобладает индивидуальный подход. Все упражнения дети выполняют по очереди, чтобы тренер мог контролировать каждое движение. У кого-то из ребят есть природные способности, у кого-то их меньше. Одни легко осваивают элементы, другим это дается с трудом. Тренер все это учитывает, ставит перед каждым учеником персональную задачу и следит за процессом ее выполнения.

— На что нужно обратить особое внимание, работая с детьми?
— Когда под ногами нет твердой опоры, дети теряются в пространстве, начинают падать. Но при этом большинство ребят не испытывают чувства страха и продолжают бесстрашно прыгать. Нужно быть к этому готовым. Вот взрослые подходят к занятиям более осмысленно, поэтому они гораздо осторожнее. Кроме того, тренировка с детьми всегда проходит в игровой форме. Даже названия упражнений у них особенные: традиционные прыжки в сед или согнувшись для малышей превращаются в различных обезьянок, воробушков и кошечек. Обязательны игры в конце занятия, чтобы ребята могли развлечься, побегать. С детьми постарше, например, мы играем прямо на батуте: каждый должен повторить то движение, которое выполнил предыдущий и в дополнение придумать свое. Это развивает двигательную память и позволяет быстрее осваивать элементы и комбинации.

— По какому принципу составляются комбинации для занятий?
-Существует специальная программа упражнений на батуте. С младшими мы сейчас разучиваем программу 3-го юношеского разряда. Она включает в себя выполнение двух обязательных комбинаций. В конце года будут соревнования, на которых каждый сможет попробовать свои силы. Впрочем, 4-летние не будут выполнять программу и ограничатся лишь базовыми прыжками. Дело в том, что первые 2 года обучения посвящены начальной подготовке, когда дети только разучивают основные элементы. Чем дальше, тем сложнее. Взрослые уже делают такие элементы, как сальто.

—Получается, что такие тренировки могут стать прекрасным стартом для профессиональной спортивной карьеры?
-В общем-то, да. Занятия проходит дважды в неделю и длятся 1 час. Конечно, этого не достаточно, чтобы сделать из ребенка олимпийского чемпиона. Но для общего развития такая программа – прекрасное начало. Ребенок получает отличную подготовку и в дальнейшем может более серьезно заниматься любым видом спорта.

Ольга Фомина, специальный корреспондент Fitness-Live